В настоящее время Евразия является пространством, в рамках которого происходят самые динамичные политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные процессы. Бурно развиваются проекты в области энергетики, транспорта и коммуникаций.
В действительности, повышение роли Евразии в общемировых экономических и политических процессах является самой главной угрозой для стран Запада во главе США.
Россия и Китай, являясь главными двигателями евразийских процессов, а также Иран, который только недавно начал активно вовлекаться в евразийское пространство сотрудничества, каждый по отдельности испытывает на себе угрозы, связанные с безопасностью.
Является очевидным, что сейчас процессы, происходящие в Евразии, объединяет страны, от которых будет зависеть будущее мирового порядка.
В этой связи, террористические угрозы для этих стран будут только расти. Угрозы терроризма для всех одинаковы и их не может избежать ни одна из самых современных и высокоразвитых в области безопасности государств.
К сожалению, начало 2024 года было ознаменовано целой серией терактов — в Иране, по случаю годовщины смерти Касема Сулеймани, обстрелы мирных городов России и, теперь чудовищный теракт в Москве во время концерта в «Крокус холле».
Все эти теракты объединяет одно — большое количество жертв именно среди населения, включая женщин и детей, для того чтобы усилить масштабы трагедии, распространяя ужас в СМИ и надеясь на панику в обществе.
Не следует забывать, что Россия и Иран сыграли ключевую роль в победе над ИГИЛ в Сирии и в свое время именно они подвергались повышенному вниманию со стороны террористических организаций. Однако по мере стабилизации в Сирии, а также относительной нормализации обстановки в Афганистане, последовавшей за установлением власти Талибан, проблемы терроризма отошли на второй план.
Казавшийся некогда непобедимый «джихадистский интернационал», подпитываемый западным финансированием, стал трагичным символом непростого периода времени, когда Ближний Восток, Южная и Центральная Азия находились в зоне постоянного воздействия идеологии терроризма, экстремизма и в целом нетерпимости к существовавшему в регионе культурному, этническому и религиозному многообразию.
То, что сейчас именем ИГИЛ вновь пользуются для совершения терактов, как это было в Москве, вовсе не означает, что эта организация опять «расправляет крылья» и становится опасной. Наоборот, это говорит о том, что западные спецслужбы продолжают использовать старый, созданный ими же бренд в угоду своим стратегическим интересам.
А сейчас их стратегические планы чрезмерно важны, и для этого можно использовать любое имея. Но сейчас опасность в другом и это может иметь куда более серьезные последствия. Для совершения терактов против России вербуют и используют выходцев из стран Центральной Азии — региона, который несмотря ни на что, оставался дружественным пространством для России, в особенности после начала военной операции на Украине.
Большое количество трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, также давно является частью социально-экономических процессов в России, не говоря уже о том, что за последние 5 лет, сотни тысяч выходцев из Центральной Азии стали гражданами России.
Является очевидным, что процессы евразийской интеграции, транспортные и энергетические проекты между Россией и странами Центральной Азии представляют серьезную угрозу для Запада, ведь это по сути восстанавливает старые связи между странами, которые входили в бывшее пространство СССР. Только теперь в эти процессы подключается еще КНР и Иран, а это еще большая угроза для стратегических планов мировой гегемонии Запада.
Другая задача, используя теракт в Москве, создать условия для роста настроений национализма и ксенофобии по отношению к трудовым мигрантам, выходцам из стран ЦА, которые недавно получили гражданство России, а также вообще по отношению других национальностей.
И если России не удастся сдержать эти настроения под контролем, ответная реакция может последовать от националистических кругов уже в странах Центральной Азии, создавая условиях для национализма по отношению русских и русскоязычных граждан стран региона. И это не входит в интересы ни стран региона, ни самой России.
Между тем, этот чудовищный теракт в Москве, решает комплексные задачи англосаксов, реализующих принцип «разделяй и властвуй». А на фоне стратегических провалов на Украине, деградации украинской государственности и отчаянного положения на фронте, привлечение для организации этого теракта украинских спецслужб было самым логичным следствием этих комплексных усилий Запада.
Между тем в настоящее время все страны Центральной Азии декларировали полную поддержку усилиям России в области противодействия терроризма. В частности, с Таджикистане недавно были проведены дополнительные оперативные мероприятия, связанные с выявлением лиц, которые могут быть причастны к террористам.
Многочисленные национальные общины в России не только выразили соболезнования и поддержку пострадавшим, но и предложили свою помощь в профилактике конфликтов и преступлений в среде трудовых мигрантов и национальных общин, ради сохранения общественной стабильности.
Является очевидным, что попытки стравить Россию не только с ее ближайшими партнерами в лице стран ЦА, но и народами, которые имеют с ней общую историческую и культурную общность, станет одним из серьезнейших испытаний для России и стран Центральной Азии.
Тем не менее, учитывая близость народов и тесные взаимоотношения между странами, не приходится сомневаться, что эти испытания будут пройдены. Однако, это также указывает на то, что в обозримом будущем, учитывая перспективы Евразии, у стран нет иного выхода кроме как идти на еще большее сближение, сотрудничество и взаимодействие.
Автор Эсен Усубалиев, директор института политических исследований «Фонда Т. Усубалиева»